+7 (351) 7776007

Консультация по PECS

Научная обоснованность метода PECS:

К немногочисленным методам терапии аутизма, имеющим строгий статус доказательно-обоснованной медицины, относится метод коммуникации посредством обмена карточками (Pictures Exchange Communication System – PECS).

В число систематических обзоров одного из выпусков Сборника по доказательной медицине внесено исследование «Эффективность метода PECS как функционально-коммуникативного вмешательства для лиц с расстройствами аутистического спектра: обзор практико-базируемых исследований» (Effectiveness of the Picture Exchange Communication System as a Functional Communication Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders: A Practice-Based Research Synthesis, Tien, K.-C. (2008), Education and Training in Developmental Disabilities, 43(1), 61-76.), опубликованное в журнале «Образование и обучение при нарушениях развития». Исследование проведено с соблюдением всех необходимых инструментов дизайна доказательного обзора – с описанием критериев выборки, оценки качества исследований.

Здесь можно посмотреть доклад руководителя британского офиса PECS Жюли Бьер-Хофман о научных доказательствах эффективности метода PECS при обучении детей с аутизмом и нарушением развития, представленный на 3-й Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения» (с переводом на русский язык).

https://www.youtube.com/watch?v=4v0P4-kQdOQ&feature=share

Что такое метод PECS?

Метод PECS – это не просто «коммуникативная книжка с картинками». PECS – это фундаментально разработанный подход к обучению ребенка с нарушением развития и коммуникативно-речевыми дефицитами. PECS – это научно-обоснованная система образования.pecs.jpgРаспространенные ошибки в понимании PECS!

В нашей стране метод PECS по прежнему окружен целым рядом «логопедических» мифов, создающих барьеры для введения данного способа альтернативной коммуникации невербальным и маловербальным детям с РАС и нарушением развития! Данные мифы противоречат огромному массиву научных данных, лежащих в основе доказанной эффективности данного метода. Вот некоторые из них.

Заблуждение 1. PECS это то же, что и визуальное расписание. 

PECS - это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками. В визуальном расписании используются карточки, но с целью отображения последовательности событий! У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому! 

Заблуждение 2. PECS тормозит развитие речи.

Исследования доказывают, что PECS, напротив, стимулирует развитие речи. Благодаря использованию PECS у ребенка восстанавливается функция коммуникации. Безречевой ребенок получает возможность самостоятельно инициировать коммуникацию! В условиях, когда взрослый сам "догадывается" о желании ребенка, для ребенка ускользает смысл коммуникативного процесса! Научение самостоятельному обращению к взрослому позволяет более эффективно строить стратегии восстановления устной речевой функции! Через какое-то время ребенок научается сам озвучивать свои пожелания (или начинает пытаться)! 

Заблуждение 3 Моему ребенку PECS не подходит, потому что… (мы уже пробовали, он ненавидит книжки, он не понимает и не любит карточки, он не соотносит картинки с предметами и т.д.).

Если подойти к вопросу правильно, ребенка можно научить использовать PECS всего за 5 часов. Он не должен уметь различать картинки, не должен даже любить карточки! Если за дело берется профессионал, все фазы PECS становятся доступны для любого ребенка! 

Заблуждение 4. PECS не имеет отношения к ABA. 

Создатели PECS Энди Бонди (PhD) и Лори Фрост (MS, CCC/SLP) завершили свою работу в 1985 году. Не являясь  поведенческими  аналитиками, основали свою систему на фундаментальном труде Б.Ф.Скиннера «Вербальное%поведение».Детей учат коммуникации с учетом всех законов поведения и вербальных реакций, описанных Скиннером. Это определение соответствует вербально-поведенческому подходу к развитию языковых навыков, который существует в рамках ABA-терапии! Однако практика внедрения системы PECS в обиход ребенка требует дополнительных профессиональных навыков и знаний даже для профессионалов АВА!

Заблуждение 5. Мой ребенок слишком взрослый для PECS. 

Если ваш ребенок не успел овладеть ни одним способом коммуникации (речью, языком жестов и т.д.), вам стоит всерьез задуматься о введении PECS или какой-либо аналогичной системы вне зависимости от возраста. Любой человек имеет право получить возможность сообщать о своих нуждах максимально доступным и простым способом! Очень часто дети старшего возраста и взрослые, не владеющие навыками коммуникации, демонстрируют неподобающее и опасное поведение: агрессию, самоповреждение, вспышки гнева, в ситуации, когда они не могут самостоятельно получить желаемое ! PECS — эффективным метод альтернативной коммуникации. При грамотном введении, он может в несколько раз уменьшить случаи проявления подобного поведения!

Заблуждение 6. Язык жестов лучше чем PECS. 

При выборе родителем языка жестов в качестве способа альтернативной коммуникации необходимо учитывать следующие ограничения: 

  • языком, который использует ребенок, придется овладевать всему его окружению: учителям, членам семьи и другим людям,окружающим ребенка. Такой навык может затормозить развитие коммуникации у ребенка, если те, кто владеет обычным языком жестов, но не знают специфических символов языка, которому обучили данного ребенка, не смогут его понять! 
  • выучить жестовый язык может быть не просто, если у ребенка проблемы с моторикой или навыком имитации. Жестовая альтернативная коммуникация предполагает совершенное владение руками, пальцами и даже мимикой!

Источник: проект «Особые переводы» http://specialtranslations.ru/ 

 

 

 

2 000 р.

Кто проводит курс?

Жернова Елена Викторовна

Консультант центра развития интеллекта «Томатис-Челябинск». Специалист по работе с методиками «Нейрофидбек» и «Томатис».

Жернова Елена Викторовна